среда, 12 сентября 2012 г.

Удостоверяющий центр, как компонент формирования электронного правительства

Направления деятельности УЦ задействованные в программе "Электронное правительство"

Согласно Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства, утвержденной Распоряжением правительства РФ от 06.05.2008, выделяются следующие задачи формирования электронного правительства (раздел III):
  • развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;
  • предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами;
  • создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
  • внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;
  • формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения информационных и предоставления системах, обмена сведений, содержащихся информацией в электронной государственных форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроль за использованием государственных информационных систем.
Исходя из данных задач можно выделить следующие направления деятельности удостоверяющих центров, способствующие их решению:
  • Выдача ЭП для защищенного межведомственного документооборота органов государственной власти
  • Выдача ЭП органам государственной власти для размещения информации о деятельности органов государственной власти
  • Выдача ЭП гражданам и организациям для получения государственных услуг
  • Выдача ЭП лицам для сдачи отчетности в электронном виде в контролирующие органы

Защищенный межведомственный документооборот ОГВ

Для того, чтобы УЦ мог осуществлять выдачу ЭП для МЭДО ОГВ ему потребуются:
  1. Лицензия ФСБ на деятельность по предоставлению услуг в области шифрования информации
  2. Лицензия ФСБ на деятельность по техническому обслуживанию распространению шифровальных шифровальных (криптографических) средств
  3. Лицензия ФСБ на деятельность по распространению (криптографических) средств
  4. Уведомление Минкомсвязи РФ о внесение в единый государственный реестр сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров
  5. Соглашение в том или ином виде с ОГВ, регламентирующее выдачу ЭП
  6. Приказы о назначении ответственных лиц, для которых будут изготовлены сертификаты
  7. Заявления на изготовление сертификата, подписанные уполномоченными лицами
  8. Заключения о достаточном уровне подготовки уполномоченных лиц для работы с СКЗИ (если УЦ поставляет СКЗИ)
  9. Заключения о готовности АРМов к установке СКЗИ (если УЦ поставляет СКЗИ)

Выдача ЭП ОГВ для размещения информации о деятельности органов государственной власти

ОГВ размещают информацию о своей деятельности и предоставляемых услугах на портале государственных услуг (gosuslugi.ru). Эти сведения передаются в подписанном ЭП виде. Чтобы получить такую подпись на уполномоченное лицо ОГВ, Удостоверяющему центру необходимо направить пакет документов в Минкомсвязи РФ, в котором будут содержаться документы под пунктами 5-7 из предыдущего списка, а также сертификаты уполномоченных лиц ОГВ в электронном и бумажном виде.

Выдача ЭП гражданам и организациям для получения государственных услуг

Сдача электронной отчетности

Каждый контролирующий орган, принимающий отчетность в электронном виде требует от УЦ аккредитацию (и последующую кросс-сертификацию), для того, чтобы те могли выдавать сертификаты проверки ключей электронной подписи применяемые для сдачи электронной отчетности (ФСС, ПФР, ФНСРосстат и т. д.).
Для аккредитации как правило требуется один и тот же пакет документов:
  1. выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;
  2. копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе (идентификационный номер налогоплательщика);
  3. выписку (копию уведомления) о включении сертификата уполномоченного лица УЦ в Единый государственный реестр сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров;
  4. выписку из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных;
  5. копию Устава организации
  6. копии приказов, протоколов, либо иных документов о назначении уполномоченных лиц удостоверяющего центра (в соответствии с учредительными документами организации) и/или надлежащим образом оформленные доверенности;
  7. копии общегражданских паспортов уполномоченных лиц удостоверяющего центра или других документов, удостоверяющих личность уполномоченных лиц удостоверяющего центра;
  8. копию порядка, регламентирующего деятельность УЦ (Регламент УЦ);
  9. перечень средств электронной подписи, используемых УЦ при осуществлении своей деятельности, заверенный печатью УЦ;
  10. копию сертификата уполномоченного лица УЦ, заверенного печатью УЦ, в письменной форме на бумажном носителе и в электронном виде на съемном носителе;
  11. копию сертификата пользователя УЦ для использования в целях присоединения, заверенного печатью УЦ, в письменной форме на бумажном носителе и в электронном виде на съемном носителе;
  12. сведения об организационно-технических мерах по обеспечению надежности функционирования УЦ и технической поддержке пользователей, наличии квалифицированного персонала (копии дипломов), количестве обслуживаемых организаций и владельцах сертификатов, а также о количестве и месте размещения удаленных центров (пунктов) регистрации;
  13. структурная схема взаимодействия компонент УЦ, удаленных центров (пунктов) регистрации и пользователей с указанием наименований их технических средств (в т.ч. каналообразующих) и с отображением порядка информационного обмена при выпуске сертификата пользователя и при подключении нового удаленного центра (пункта) регистрации, пояснительная записка к структурной схеме;
  14. копию лицензии УЦ на распространение шифровальных (криптографических) средств;
  15. копию лицензии УЦ на техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств;
  16. копию лицензии УЦ на предоставление услуг в области шифрования;
  17. копию заключения о выполнении требований по безопасности информации на объекте информатизации удостоверяющего центра УЦ (аттестат соответствия);
  18. копия лицензии органа по аттестации объектов информатизации, аккредитованного в системе ФСТЭК России.
  19. копия паспорта (свидетельства) о включении в сеть доверенных удостоверяющих центров иных органов государственной власти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий