пятница, 12 октября 2012 г.

Ложь и дезинформация

Точность информации  - крайне важная характеристика. Из-за неточности информации легко можно получить ложные представления, которые впоследствии могут привести к негативным последствиям, как для отдельных людей, так для организаций или даже государств.


Ложные представления порождаются в двух случаях:
  • Непреднамеренная ошибка источника информации
  • Дезинформация

Частота проявления обоих связана с развитием телекоммуникационных технологий и со все большей вовлеченносью населения планеты в Интернет.

Понятие "дезинформация" тесно связана с понятиями "ложь" и "информация". Но определить его, как "ложную информацию" все-таки нельзя, т.к. дезинформация - такая информация, целью распространения которой является введение кого-либо в заблуждение. Но для того, чтобы это сделать вовсе не обязательно лгать - достаточно допускать двусмысленности, дабы реципиент сам додумывал наиболее вероятный вариант... Следуя подобным размышлениям Кристофер Фокс (Christopher Fox) привел еще несколько примеров (в главной роли с пойманным полицией преступником - назовем его... Джо), в которых дезинформация и ложь - различные понятия:

Цель дезинформации - обман

А вот лгать можно и не пытаясь ввести в заблуждение. Фокс в качестве примера приводит "наглую ложь":

Джо обвиняется в преступлении, которое совершил и полицейский, допрашивающий его уверен, что это был Джо, но т.к. тот знает, что достаточных улик у полиции нет, Джо отрицает свою вину... Но делает это не пытаясь навязать ложные представления сотрудникам полиции о своей невиновности, а чтобы избежать наказания... Попытки ввести в заблуждение нет - значит нет и дезинформации.

Дезинформация - фактическая ложь

Одной попытки обмануть не достаточно, важно, чтобы озвученная ложь была объективной. Вот пример лжи субъективной:

Полиция интересуется, где прячется соучастник Джо. Тот убежден, что он прячется у своей тети в загородном домике, но пытаясь обмануть полицию, сообщает, что соучастник преступления прячется на кладбище, даже не подозревая, что тот действительно решил, что это место более подходит для укрытия от правосудия. Тем самым Джо солгал, но не дезинформировал. 

Ввод в заблуждение правдой

Полиция спрашивает Джо о том, где они спрятали награбленное. Джо знает, где оно сейчас, но до этого он спрятал его на своем чердаке. Поэтому он говорит истинную правду: "Я спрятал его на чердаке своего дома", но тем самым он вводит полиция в заблуждение, а значит дезинформирует.

Чтобы дезинформировать нужно знать правду

У Джо интересуются, что собирается делать его сообщник дальше. Он слышал его разговор по телефону, в котором он говорил, что собирается уехать из страны. Но сообщник поступать так вовсе не собирался, а устроил маленький спектакль с разговором по телефону специально, чтобы дезинформировать Джо. Поэтому, если Джо ответит "правду" то дезинформирует полицию, сам о том не подозревая, а если солжет, что не знает, то никакой дезинформации не произойдет.

Дезинформация через ложные выводы

Свидетели сообщили полиции, что у одного из преступников был французский акцент. Из чего полиция делает вывод, что один соучастник Джо - француз (из дела Джо явно видно, что к франции он не имеет никакого отношения). Но на самом деле это Джо успешно имитировал французскую манеру говорить во время преступления, и, когда он сообщил, что его подельник тоже не француз, полиция решает, что он лжет... А значит несмотря на сказанную правду полиция осталась дезинформированной.

И напоследок. Стоит отметить, что дезинформировать можно не только человека, но и машину. На этом собственно основаны методы черной оптимизации сайтов, позволяющие обмануть поисковых роботов, дабы получить высокие рейтинги в поисковой выдаче.

Комментариев нет:

Отправить комментарий