вторник, 15 января 2013 г.

Философские основания исследования риска как предмета обмена

Понятие риска как виртуального товара приобретет большую смысловую определенность, если толковать его опосредованно через понятие уверенности (защищенности от риска). 

Защищенность от риска есть гарантия того, что результат реализации риска будет нейтрализован.  Без наличия соответствующего риска не существует и защищенности от риска. Подтверждение этому можно найти в языке. В английском слово "insurance" (страхование - один из вариантов обработки рисков) образуется от слова "insure", что означает "гарантировать, давать уверенность". Смысловая связь между пониманием риска и уверенности, защищенности далеко не случайна. 

Следует обратиться к обоснованию того, являются ли отношения "риск-защищенность" отношениями обмена, а именно товарным обменом как его частью. Философия трактует обмен как связь людей через опредмеченные результаты их деятельности. Отношения обмена имеют место при наличии следующих условий: 
  1. одна сторона обмена имеет цель получить от другой нечто ценное для себя (вещь, информацию, услугу); 
  2. она должна для этого иметь отчуждаемый от своей жизнедеятельности продукт; 
  3. продукт представляет ценность для другой стороны. 
Если нет хотя бы одного из этих трех признаков, то отношения не будут относиться к категории обмена. Основываясь на этих положениях, отношения по поводу передачи риска одной стороной (страхователем) другой стороне (страховщику) можно охарактеризовать совокупностью признаков: 
  1. страхователь имеет цель получить от страховщика нечто ценное для себя, а именно защищенность от риска; 
  2. отчуждаемый продукт представляет собой деньги; 
  3. деньги имеют ценность для страховщика. 
Сказанное позволяет понять, что защищенность от риска можно рассматривать как предмет обмена. 

В философском понимании, товар – это отчуждаемый продукт, созданный в условиях разделения труда, способный быть предметом обмена в целях удовлетворения потребностей. Отчуждение – это превращение отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, и с этой точки зрения уверенность есть отчуждение риска. Но риск не имеет остальных признаков товара – не является продуктом трудовой деятельности и не служит средством удовлетворения потребностей. Таким образом, риск нельзя назвать товаром в чистом понимании этого слова. Наблюдается противоречие: понятие риска не отвечает всем требованиям понятия товара. 

Тогда риск не стоит толковать как особый вид товара, а ввести новый термин – виртуальный товар. Здесь следовало бы договориться о понятиях и терминах, принимая во внимание тот объем и содержание, который вкладывается исследователем в понятие риска как виртуального товара. Под ним будет подразумеваться вся совокупность неблагоприятных ожиданий, потенциально отчуждаемая в будущем и опредмеченная в защищенности от реализации неблагоприятных ожиданий, необходимая для отношений обмена "риск-защищенность" и существования товара-защищенности в целях удовлетворения потребности в нем. 

Вот почему можно сказать, что риск является виртуальным товаром, но лишь в одном измерении: в той мере и поскольку риск есть обязательная предпосылка для существования такого товара, как защищенность от риска (это товар - как таковой, подчиняющийся законам рынка). 

Важно подчеркнуть особую двойственность виртуальности: с одной стороны, это возможная отчуждаемость риска и потенциальное рождение такого товара, как защищенность от риска, но с другой – это превращение в товар того, чего нет в прошлом и настоящем - ожиданий неблагоприятных событий, что является возможным, вероятным результатом.



Источник: М.В. Лескова "Философские основания исследования риска как предмета обмена"

Комментариев нет:

Отправить комментарий